как распознать специалиста
Как распознать специалиста |
Источник: www.hr-journal.ru |
Любой рекрутер рано или поздно оказывается в ситуации, когда ему приходится подбирать специалиста в сфере, о которой сам подборщик не имеет ни малейшего понятия. Особо эта проблема актуальна для кадровых агентств, но и в компании она также может иметь место. Так как же быть? Оценивать личностные характеристики, а профессиональные оставлять на откуп будущему начальнику? Впрочем, тут возможны варианты. Вариант первый, простейший Вариант второй, познавательный. Вариант третий, рекрутерский. Стратегия номер два – «Сам такой». Дело в том, что кандидат не знает, насколько именно вы владеете (или не владеете) этой сферой. Рассказывая о своем опыте, он, как правило, произносит набор фраз, описывающих некоторые профессиональные явления. Например, кандидат на позицию маркетолога говорит: «Занимался сегментированием рынков, проведением исследований, разработкой стратегии продвижения компании». За этими словами может скрываться как богатый и замечательный опыт, так и полная профессиональная недееспособность. Но уточнить это просто: вы понимающе киваете и задаете кандидату вопросы типа «Как именно вы это делали?», «Какую цель вы преследовали?» «Каких результатов вам удалось добиться?» Ага! Такие вопросы выдают в вас человека понимающего! И кандидат вынужден общаться с вами как с профессионалом, но общаться «в темную», подозревая в вас бездну знаний и опыта. А значит, много сочинять о себе и говорить что-то, в чем он не уверен, кандидат уже поостережется, будет стараться говорить «правду и только правду». Не разочаровывайте его, кивайте многозначительно и говорите свое веское «Угу». А так же «цепляйтесь» к различным сообщениям об опыте со все теми же вопросами: как, зачем, чего добились? Еще один важный момент, на который следует обращать внимание – профессиональная рефлексия кандидата. Даже если вы совсем не понимаете того, о чем говорит соискатель, нелишне поинтересоваться у него, как на его взгляд происходит развитие данной области за последнее время и как он оценивает имеющиеся в этом развитии тенденции. Да и просто полюбопытствовать – какую профессиональную литературу читает кандидат и зачем, а если не читает, то почему? (Кстати, это вопрос далеко не однозначный. Не во всех областях бизнеса качество «литературы» дотягивает до уровня практики. К сожалению.) Хорошие результаты дает и просьба кандидату дать профессиональную оценку, какого-либо явления. Например, человек покидает новый издательский проект. Поинтересуйтесь, насколько, по его мнению, подобного рода проекты вообще перспективны, имеют ли они будущее. Из ответов будет сразу понятно, какое количество факторов человек способен удержать в фокусе внимания и насколько целостно его представление о рынке. Из советов – не врите очень уж нагло. Если вас пытаются затащить в пучину профессиональной дискуссии – выворачивайтесь, тонко улыбнитесь и скажите: «Я сейчас оцениваю не столько профессиональные знания, сколько другие ваши качества и способности». Разумеется, наилучших результатов дает сочетание подходов. Если вы подкрепили свой блеф некоторыми знаниями, почерпнутыми из литературы, интернета или бесед со специалистами, руководители отделов, которых вы обеспечиваете кадрами, очень быстро начнут ценить вас как исключительно грамотного специалиста. А что еще рекрутеру нужно? |