Эмоциональный интеллект — продавцам на заметку

ПродавецВы еще ничего не слышали об эмоциональном интеллекте? Под ним подразумевается наличие определенных ментальных способностей, принимающих непосредственное участие в понимании человеком эмоций.

 

Люди с хорошим уровнем эмоционального интеллекта отлично понимают свои переживания и чувства других людей, умеют эффективно управлять эмоциональной сферой, благодаря чему их поведение в обществе более адаптивно. Понятное дело, что такие качества могут оказать неоценимую пользу и в жизни в целом, и в работе. На первый взгляд кто-то подумает — о каком интеллектуальном интеллекте может идти речь в работе продавца? Спешим поспорить — еще о каком!

Эмоциональный интеллект для продавца — очень насущная компетенция, качество чрезвычайно важное, правда, чего уж скрывать — редкое. А ведь его высокий уровень мог бы повысить эффективность продаж, а значит, и заработок конкретного работника. Но как его развивать? Одно дело — работать менеджером в интернет-магазине, отвечая на звонки и письма покупателей, а совсем другое — подталкивать к покупке при личном контакте. Допустим, пользователь зашел на площадку и теперь задает вам вопросы — из банального интереса или ради желания купить. В таком случае продавец должен полно ответить ему на них и оптимально в такой форме, чтобы покупателю захотелось сделать покупку, если, конечно, ее характеристики его удовлетворяют. О том, чтобы клиент пришел в интернет магазин, заботится не продавец. А в обычной торговой точке дела обстоят несколько иначе. От мастерства и понимания покупателя зависит успешность продаж каждого работника торговли.

Сразу хочется обратить ваше внимание на то, что обещания треннинговых компаний развить эмоциональный интеллект всего за пару дней всем участникам обучения — преувеличение, которое базируется на желании провайдера подзаработать на раскрученной теме. Зато грамотно организованное обучение может заинтересовать людей, дать толчок к формированию полезного навыка самоанализа и повышению мотивации к использованию коммуникативных техник.
Само собой, тотальное отрицание важности эмоционального фактора в продажах — это неверный подход к делу. Когда речь идет про магазин самообслуживания, наличие развитого эмоционального интеллекта у продавцов не такой принципиальный вопрос, в свою очередь, при продаже ювелирных изделий, мебели, косметики, техники актуальность этой компетенции чрезвычайно высока.